Содержимое сумки или рюкзака современного школьника существенно отличается от того, что лежало в портфеле ученика XIX века. Чаще всего там была Азбука, мел и... грифельная доска. Нет, не такая большая, на которой пишет учитель и к которой вызывает учеников. Она значительно меньше – с альбомный лист. Однако очень похожа на свою строгую, наводящую трепет у школьников, «родственницу». Дело в том, что чернила и перья были большой роскошью для крестьянских детей. Вот и ходили они с такой личной дощечкой в школу. Напишут слово или пример, покажут учителю – и можно стирать тряпочкой, чтобы писать что-то новое.
С такой дощечкой ходила в школу и Ульяна Туманова. Давно это было, ещё при царе. Берегла она её, видимо, как школьную реликвию, а потом дочери своей, Вере, передала. Может, именно этот атрибут школьной жизни поспособствовал тому, что поступила Вера в педагогический техникум, а затем и институт закончила, стала историю в школе преподавать. У нескольких поколений гдовичей Вера Владимировна Белякова была любимой учительницей. В конце 1960-х – начале 70-х годов возрождала она вместе с Николаем Владимировичем Ивановым школьный музей. Возможно, семейные раритеты из отчего дома и стали первыми экспонатами, положившими начало школьному музею, который с годами перерос в тот музей, который есть у нас сегодня. И грифельная доска, дар гдовички Тумановой, занимает свое почетное место в одной из витрин экспозиции.
.